1584-1598 гг.
Даже самый небольшой срок правления самодержцев отмечается какими-то значащими событиями. И они часто накладывали отпечаток на государственную символику. Характерным примером является Государственная печать царя Федора Ивановича.
Федор – сын царя Ивана Грозного от рождения уже не был претендентом на царский престол. Хилый здоровьем, он рос мешковатым, неуклюжим, и, по всей видимости, страдал слабоумием. Как описывают его современники, с лица не сходила блаженная улыбка, что в годы правления Федора дала ему и второе имя – Блаженный.
Конечно, престолонаследником виделся старший сын – Иван. Он был похож на отца не только внешне, но и привычками, повадками: был злобный, мстительный, жестокий и похотливый. В конечном результате его чрезмерные амбиции разозлили царя, и в припадке гнева он убил своего сына.
Младший царевич Дмитрий был мал. И когда Иван Грозный почувствовал свою кончину, он призвал бояр и завещал трон Российского царя сыну Федору. Но он понимал, что тот при своем слабоумии не сможет так же успешно управлять государством. Потому он назначил ему в помощники пятеро бояр, среди которых и шурин - Борис Годунов.
Царствование Федора не отличалось жестокостью. Даже когда был раскрыт заговор против него, то заговорщиков не казнили, а кого в монахи постригли, кого в ссылку удалили. Но этот был и период выхода государства из кризиса после 25-летней войны с Ливонией, успешно закончилась война со шведами, с отвоеванием нескольких городов.
Но не этим прославился царь Федор Иванович. При нем произошло окончательное закабаление крестьян: запрещен переход от одного боярина к другому (Юрьев день), крестьянам запрещалось выкупаться из кабалы. А еще при нем началось становление самостоятельности Русской православной веры и патриаршества.
Еще с 15 века, после падения от турецкого нашествия Константинополя, Москва оказалась единственно надежным центром православной веры. Однако еще по-прежнему на главный пост в церковной иерархии назначение приходили из Греции. Но, в конечном результате, русская православная церковь получила автокефалию, и уже сам монарх назначал патриарха, что возвеличивало царскую власть, укрепляло влияние церкви.
Это совпадает со временем (1589 г.) появления на Гербе креста. Голгофский крест - символ страданий Христа, расположили между двумя коронованными головами двуглавого орла. Он должен был символизировать главенство религии в христианском государстве. И не случайно, ведь сам царь отличался набожностью и больше времени отдавал посещению монастырей, чем государственным делам.
Вот какими достижениями отмечено царствование Федора Ивановича – сына Ивана Грозного. С его смертью был прерван главенствующий почти 800 лет род Рюриковичей, поскольку наследников у царя не было, младший брат Иван убит. Ну, а больше о нем и о том времени можно всегда прочитать на сайте http://fighterland.ru/entsiklopedija/rossijskaja-simvolika/